БИОКОВО

Сегодня вечером у нас запланирована поездка в Биоково.

Биоково — это национальный парк Хорватии. По сути — горы и все что с ними связано — растительность, фауна, 2 карстовых озера, вершина 1762 м, на которой расположена церковь Св. Юрая. Перед поездкой я изучила информацию и главной проблемой было — как туда добраться. Нужно выбирать из 4 вариантов.

1. Экскурсия. Всех сажают в автобус (с утра), везут на гору, высаживают, дают пол часа сфоткаться: "я на фоне церкви Св. Юрая", "я на фоне пропасти", "я и камни", "я держу в руках солнце" "я на вершине мира", сажают обратно, отвозят.

2. Аренда авто. По отчетам из форумов поняла, что это довольно экстремально, т.к. там очень узкий серпантин — справа пропасть, слева пропасть, дорога в ширину одной машины, а едет поток туда, поток обратно. Через 200 метров есть небольшие расширения, где еле-еле могут уместиться 2 машины, но опять же шаг вправо, шаг влево — пропасть. На своей машине наверное можно это одолеть, но на арендованной — кто знает, как она поведет себя на этих крутых поворотах.

3. Аренда скутера. Все то же что и про авто, только удобнее маневрировать, но этот вид транспорта нам не знаком.

4. Пешком. До вершины 23 км. В принципе можно одолеть, там есть какие-то пешие маршруты, но их нужно знать, и время не то (крутой подъем, жара и тяжелое оборудование).

Случайным образом вышла на форум, где нашла ребят, которые вызвались нам помочь и с трансфером и с поездками по достопримечательностям. Самый лучший вариант — никто строем водить не будет, опытный водитель и полностью наше время. Из отчетов я еще поняла, что на вершине очень холодно и надо запасаться теплой одеждой, поэтому в Москве затолкала в чемодан, несмотря на протестные заявления Валеры, две ветровки и джинсы.

Днем побродили по побережью, опробовали разные виды мороженого, и пошли на нашу облюбованную скалу искупаться. Скалу, удивитесь вы... Дело в том, что в Бреле ввиду огромного перенаселения туристами все места на пляже заняты, по информации уже в 6 утра (не проверяла, т.к. после наших похождений спали мы до последней минуты, отведенной на завтрак).  Бывалые путешественники рассказывают, что люди на рассвете приходят и метят территорию (полотенцем, матрасом или чем-нибудь еще) и уходят дальше досыпать. По крайней мере, когда мы доходим до моря, то на пляже ступить практически некуда. Да нам и не нужно в общем, т.к не любители мы приема солнечных ванн и бронзового загара. Поэтому нашли на берегу одну скалу в тени сосен, на которой не то что лежать, сидеть долго не получится, в связи с этим, скала была вне конкуренции и всегда свободна.

Валера быстро спустился к морю, а я еще немного поработала со своими новыми моделями. Оказалось, на нашем месте была сходка местных ящериц. Сюда прибегали экземпляры самых разных размеров и окраски. Одного гигантского ящера я пыталась приручить с помощью яблока и устроить ему фотосессию, но он хитрец все понимал и никак не давал себя снимать. Посадив из-за него все аккумуляторы, я сдалась и тоже пошла плавать.

Зашла в море и вижу Валера жестикулирует и подает какие-то знаки. Я ничего не поняла и продолжала дальше заходить. Наконец, он доплыл до меня и кричит, посмотри вниз... Я посмотрела и ужаснулась. На поверхности чистейшего Адриатического моря в двух шагах от самого чистого пляжа в Европе и пляжа на 6 месте в мире плавали какие-то черные жирные масляные пятна. Я вынула руки из воды, они тоже все были в этих черных пятнах... Бегом под пляжный душ!!! Забрались на нашу скалу и видим, что вся прибрежная зона в этих черных масляных пятнах. Рядом плавает какой-то мусор в виде бумажек, пластиковых бутылок, пакетов... может быть кто-то сделал выброс топлива... но почему с бутылками и бумажками,.. а может корабль с фиш пикником перевернулся.... Вот тебе и Пунта Рата — знаменитый пляж Европы. Мы посидели еще немного на скале, наблюдая за пятном. Пятно и мусор безмятежно качались на волнах и уходить не собирались, поэтому мы поняли, что море сегодня не для нас и решили пойти в отель. Не спеша прошлись по туристической тропе, купили магнит Сереге в виде матроса очень похожего на Серегу и тут вспомнили, что у нас же сегодня встреча назначена и поездка в Биоково. Чуть не забыли!!

Все что успевали сделать, это нарезать несколько бутербродов (а вообще-то хотели сходить перекусить перед поездкой), набрать воды и бегом с мокрой еще головой на место встречи. У остановки стали высматривать темный Фольксваген, который должен был подъехать за нами. Как оказалось темный Фольксваген, это каждая вторая машина в Хорватии. Кроме нас на остановке было еще 4 человека и нас стали мучать подозрения, а не окажется ли что все эти люди тоже будут соучастниками поездки, и машина Фольксваген — это не машина, а микроавтобус, и наша поездка опять превратится в хождение строем. В ответ на наши подозрения к остановке подъезжает темный микроавтобус Фольксваген, и мне становится все грустнее. Но наши соостановщики не высказывают никакого интереса к микроавтобусу и микроавтобус к нам тоже, поэтому я снова воспряла духом.

Следуя пунктуальности, ребята подъехали за 2 минуты назначенных 15:30, это был обычный Фольксваген на 4 места. Нашими гидами оказалась Люба из Санкт Петербурга и ее супруг Хрвое.

Было жарко, температура показывала +33 в тени.

Вход в парк Биоково, как выяснилось, почти рядом с Брелой — 15 км. Мы въехали и сразу затормозили, т.к. перед нами неспешным шагом шла небольшая группа лошадей. Лошади, это еще ничего, сказала Люба, они умные и могут потесниться, а вот если коровы, то все — привал. Лошади, конечно потеснились, но мы решили их поснимать и остановили машину, они это поняли и стали нахальным образом проверять, что мы в машине везем. Наше умиление перед умными лошадками стоило один бутерброд, которым мы расплатились самому нахальному, причем еще и беременному. В ответ на это нахальный беременный лошадь пытался всех целовать, а я пыталась это сфотографировать, но тщетно, т.к. как только я направляла камеру на лошадь, она тут же разворачивалась ко мне и шла целоваться. Я смотрела на этих милых созданий и думала, а не произрастают ли тут какие-нибудь особые грибы для лошадей, т.к эта компашка производила абсолютно нетрезвое впечатление... В общем, после тщетных попыток заснять это беспредел, мы залезли в машину и протолкнулись вперед.

Начался подъем, пока еще не совсем экстремальный. Хрвое затормозил перед первой красивой панорамой. Я вышла поснимать, потом он принес мне какие-то два листика и чего-то говорит по-хорватски, я поняла, что нужно понюхать. Запах просто сносит голову, но что-то напоминает. Оказалось, что это горный шалфей. Мы с Валерой набрали немного шалфея, попить в номере чайку.

На этой высоте температура воздуха уже была +25

Следующей остановкой была обзорная площадка - высота 1200 м. Красота невероятная, я сняла панораму и мы двинулись дальше на самую вершину. Вправо и влево лучше не смотреть, т.к. дух захватывает - пропасти сплошняком, такое ощущение, что едешь по канату, твердая дорога только впереди и сзади, слева и справа — воздушное пространство. Я успокаивала себя и твердила мысленно, что ребята не в первый раз и знают, как ехать, хотя повороты там наикрутейшие и муж Любы залихватски так на них крутил рулем...

Температура + 22 в тени

На вершине дул сильный, пока теплый ветер — как будто в лицо направили фен. Мы нашли точку обзора и решили перекусить. Валера спустился к машине и принес куртки. В Бреле мы уже вычислили все световые особенности нашего места пребывания. Закат обычно начинался в 7:50. Но это было внизу, а тут вершина, и в 7:50 солнцу еще далеко до заката. Но нам то не впервой ждать своего часа и мы устроились просто любоваться миром вокруг. Становилось все холоднее, ветер был уже совсем не теплый и Валера согласился, что не зря взяли теплые вещи. Наши гиды уже поняли, что попали с нами окончательно и остается только ждать.

Солнце начало подходить к горизонту и к нам присоединилась компашка хорватов — парень и пять девчонок. Они все балаболили на своем и хохотали. Парень стал бравировать перед девочками и забрался на отвесную скалу, где уже начиналась пропасть, девчонки полезли все к нему тоже снимать закат. Я была занята съемкой, но краем глаза видела, как это опасно, т.к. образовывался вечерний конденсат и трава на камнях была уже очень скользкой. Валера за них очень испереживался и все твердил, какой дурачок это парень. Но может они альпинисты-скалолазы и для них это обычное дело.

Стало совсем холодно, ветер был как в позднюю осень, хорошо куртка совсем непродуваемая, хотя и тонкая.

Началось светопредставление. Закат был очень красивым, я пожалела, что не взяли телевик, хотелось еще приблизить эту красоту. Впервые наблюдала интересный эффект. Когда смотришь на закат в обычных условиях обитания — внизу, то впереди перед тобой закат и красно-оранжевое небо, а дальше постепенно начинается темнота, т.е. плавный градиентный переход от света к тени. Здесь на вершине впереди закат и красно-оранжевое небо а сзади нет плавного перехода к темноте, а как-будто наш грешный мир накрыли темным покрывалом, а сверху над этим покрывалом опять свет.

Как только солнце скрылось, начался жуткий холод. Мы быстро зачехлили оборудование и бегом вниз к машине. Компашка тоже сползла со своего откоса и, продолжая балаболить и хохотать, пошла к своим машинам. В машину сели прямо в куртках, чтобы быстрее согреться. Спустились вниз, +33 снова.

На обратном пути наши гиды привезли нас в еще одно очень интересное место. Церковь Св. Марии под открытым небом в скале. Вечером там загорается крест, подсвечивается скульптура Девы Марии и загораются свечи. Очень красиво!

Вернулись к отелю, все кафешки были уже закрыты, оставался работать один только магазин где купили чиабатту и сыр, чем и поужинали. А какой был чай с шалфеем! Теперь у нас запах шалфея по всему номеру